При установке пластиковых окон в школе нужно следить за тем, чтобы они обеспечивали необходимый уровень комфорта и безопасности. Обращать внимание следует на:
- светопроницаемость;
- теплоизоляцию;
- звукоизоляцию;
- безопасность;
- эстетику.
Эти характеристики важны, так как создают в классе условия, подходящие для успешной учебы.
Статистика говорит, что более 15 тысяч российских школ требуют капитального ремонта, где в первую очередь необходимо уделить внимание окнам. Большинство образовательных заведений возводилось 50-60 лет назад, и тогда ставились двойные деревянные рамы. Сначала они хорошо справляются с защитой от холода и сквозняков. Однако постепенно дерево растрескивается, разбухает или иссушивается, створки перестают открываться с прежней легкостью, стекла бьются, звенят от внешнего шума. Появляются сквозняки, конденсат, плесень. Всё это негативно отражается на здоровье ребенка.
Я бы поостерегся отправлять детей в школу, окна которой сильно сквозят и запотевают. Детский иммунитет еще формируется, он не всегда способен в полную силу противостоять грибкам, холоду и бактериям, а они неизбежны в зданиях, требующих ремонта. Большинство этих проблем в школах решают пластиковые окна.
Какие окна поставить в школу
Программа реконструкции московских школ затрагивает полную перестройку зданий, которые возводились по типовым проектам при застройке спальных районов еще 50-60 лет назад. В целом по России, согласно статистике, 15 000 школьных зданий изношены более чем на 50%. Устаревшее оборудование и ветхие стены заменит новый яркий эргономичный дизайн, фасады с масштабной площадью остекления и удобные интерьеры. Эти новшества должны способствовать модернизации самого учебного процесса, улучшению психологической атмосферы в школе, ее открытости и развитию.
Фото: свет, безопасность, качество — необходимые требования к окну в школе
Свет, тепло, безопасность, комфорт и дизайн – важнейшие условия для комфортной учебы в классе. Если учитель и ученики испытывают физический дискомфорт от недостаточной освещенности помещения, сквозняков или духоты, что напрямую связано с качеством окон в учебном помещении, говорить о погружении в предмет и внимании к содержанию урока не приходится.
СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями 2019 год для школы
Пребывание детей в учебном учреждении должно быть безопасным икомфортным, отвечать строгим требованиям, предъявляемым к работе школ идругих центров образования. Главный документ, рассматривающий вседетали, обеспечивающие санитарно-гигиенические нормы работы этихучреждений, — СанПиН.
Основные цели документа – сделать доступнымобеспечение безопасности детей в школах и гарантировать создание такихусловий в стенах образовательных заведений.
Скачать СанПин для школ 2019
Скачать санитарно-эпидемиологические нормы иправила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2022 год, выможете на нашем сайте по ссылке
Одними из важных для школ стали требования СанПиН кобщеобразовательным учреждениям, обеспечивающие безвредность имеющейсясреды для учебного процесса и приемлемые условия на тех территориях,где обучаются дети. Правила непреложны к выполнению, следовать имобязаны все. СанПиН постоянно дополняют и вносят изменения. Поэтомурассмотрим некоторые вопросы, которым уделил внимание«новый» СанПиН для школ, важность их следует учестьи при утверждении норм и техдокументации учреждений образования.
Цель этого документа – обеспечение и соблюдениепредъявляемых требований для организации эффективного и безопасногопроцесса обучения. В СанПиН для школы прописано, что каждый центробразования должен быть обеспечен компьютерной техникой по современнымстандартам, доступным интернетом, спортзалом, столовой, канализационнойсистемой, теплой водой и холодной.
При выполнении этих пунктов вниманиебудет заостряться на учебном процессе, а не на разрешении каких-либобытовых неурядиц. Эти требования распространяются не только нагосударственные учреждения, но и на частные школы и образовательныезаведения.
Несоблюдение СанПиН для образовательных учреждений можетпривести к разного рода ответственности и штрафам, в зависимости отнарушения.
Трансформации, зафиксированные в законе на начало 2022 года вСанПиНы для школы, коснулись нескольких аспектов.
Требования к школьным помещениям и оборудованию:
- школа обязана обеспечить на своей территории место подорганизацию стоянки транспорта для перевозки учащихся;
- учебное заведение, состоящее из нескольких зданий, должнобыть обеспечено переходами-сообщениями, оснащенными системой ихотопления;
- устанавливать туалеты для учеников на улице запрещено,когда центральная канализация отсутствует (нужно обеспечить установкувнутренней канализации)
Специфика образовательного процесса:
- количество учащихся находится в прямой зависимости отплощади учебного заведения, которой школа располагает для каждогоученика;
- СанПиН по школам определяет максимально позволенноеколичество уроков по возрастам школьников: расписание должносоответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешеноболее, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);
- для учащихся первых классов в учебном году могут бытьпредусмотрены дополнительные каникулы;
- преподаватели обязаны раз в 2 года пройти переподготовку, апосле — переаттестацию.
Школьный общепит:
- школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;
- качество продуктов для питания и питьевой водыадминистрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;
- каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в годобязан пройти медосмотр и т.д.
Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательныхучреждений 2017 г уделяет питьевому режиму. Организация этого процессадолжна постоянно находиться под контролем руководства школы. В школепредусматривается обеспечение учащихся водой для питья согласно саннорм.
Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима:стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованнойводой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ напротяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.
Фонтанчики для питья предусмотрено оборудоватьограничительными кольцами вокруг вертикальной подачи воды. Высота ихдолжна соответствовать, как указано в СанПиН для школ (с изменениями),не меньше 10 см.
Организовывая режим питья из бутылок с водой, школа должнаобеспечить учащихся необходимым количеством чистой посуды для питья (изстекла и фаянса в столовых, одноразовой посудой — в учебныхкомнатах и спальных помещениях), а еще подносами с маркировкой длячистых и использованных стаканов или чашек, либо контейнерами— для попользованной экспресс-посуды.
СанПиН по школам действующий заостряет внимание на том, что,используя установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей,обязательно менять емкость не реже 1 раза в 2 недели.
Когда в населенном пункте нет централизованного водоснабжения,школьный СанПиН, действующий на сегодня, регламентирует, чтообеспечение питьевого режима для учащихся происходит исключительно сиспользованием бутилированной воды, строго контролируя ее розлив. Такаявода для детских учреждений должна иметь документальное подтверждениесвоего качества и безопасности. Разрешено устанавливать кулеры спитьевой водой в классах.
Роспотребнадзор строго рекомендует помнить, что кулер илимеханическая помпа для воды требуют ухода по всем правилам, иначе онимогут нести опасность. Известно немало фактов, когда в таких кулерах сводой обнаруживали слизь, плесень, колонии бактерий и неорганическиепримеси из-за нерадивого отношения к гигиене. В таких ситуацияхпотребление воды из кулера может служить причиной кишечных расстройств,поэтому важно соблюсти все санитарно-гигиенические нормы в школе приорганизации режима питья.
Окна должны большими: дневной свет – лучше для учебы нет
Площадь остекления в школах всегда отличалась от обычных жилых помещений, в современных проектах оно превышает даже привычные для старых школ большие размеры. Ведь основное предназначение окна – пропускать свет. Максимальная освещенность помещения дневным светом – одно из важных требований, предъявляемых к окнам в учебных заведениях, по ряду причин.
Во-первых, солнечный свет – хороший антисептик. Его поступление убивает пагубные микроорганизмы, что особенно важно в местах скопления большого количества людей. Во-вторых, дневной свет помогает сохранить зрение. Даже слабый рассеянный дневной свет создаст положительный фон для зрительного восприятия информации. В-третьих, прозрачный покров формирует открытость и связь с внешним миром, что благоприятно влияет на внутреннюю атмосферу и психологическое самочувствие всех посетителей школы.
Лампы дневного света неизбежно будут использоваться большую часть года в силу климатических особенностей России, однако свето-прозрачные конструкции школы должны быть готовы максимально впустить солнце и свет в просторные классы.
Варианты декоративного оформления пространства
Стены могут содержать интересную информацию в не менее интересной форме. Это могут быть: — измерители роста, где можно соотнести свой рост с ростом животных или известных литературных персонажей; — геометрические фигуры с разверсткой; — молекулярная сетка; — иллюстрация о распространении звука в воздушной среде; — наклейка, демонстрирующая закон отражения света.
Также можно использовать пол кабинета. С его помощью можно разобраться с дробями и наглядно изучить измерение углов.
Изображение с сайта Pinterest.
Об авторе: Воробьева Александра Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «КСОШ № 2 имени матроса, погибшего на АПЛ „Курск“, Витченко Сергея Александровича», г. Кировск Ленинградской области, автор блога @wow_urok
Окна должны быть теплыми
К оконным конструкциям для остекления школы должны применяться повышенные требования по теплосбережению, поскольку здоровье школьников не должно подвергаться рискам.
Фото: окна в новых школах должны надежно защищать от сквозняков весь год
Первое, что должно строго соблюдаться – это абсолютная герметичность установленных фасадных конструкций. Ученикам и учителю должно быть комфортно и безопасно находиться вблизи окон без риска простуды от сквозняка. Недопустимо, чтобы сидящие к окна школьники, ощущали холод, влажность или сквозняк, что, к сожалению, не редкость при установке новых ПВХ-конструкций.
Проблема холода и сквозняков в холодное время года, связанная с некачественным исполнением и установкой алюминиевых конструкций большого размера, наблюдается и сейчас в новых школах. Применение некачественных оконных конструкций ведет к простудам.
Теплое окно для школы должно включать: оконный профиль среднего класса (системы от 70 мм) или премиум класса (системы от 80 мм), 2-хкамерный стеклопакет (включает 3 стекла) с низкоэмиссионнным стеклом (теплое стекло с серебряным покрытием) либо мультифункциональным стеклом (для сохранения комфортного микроклимата в холодное и жаркое время года), качественный epdm уплотнитель для надёжной и долговременной защиты в помещении.
Используемые материалы
Изготавливается рабочая зона в детской комнате у окна из разных материалов. Это могут быть:
- МДФ (листы, спрессованные из мелкой древесной стружки);
- ДСП (листы, спрессованные из древесных частиц с введением специальных добавок);
- стекло;
- древесина;
- пластик;
- агломерат (мелкая руда, спекшаяся в куски);
- меламин (вспененный пластик);
- шпон (тонкие листы древесины).
Наиболее востребованной является мебель из МДФ, так как сочетает в себе высокие качественные характеристики и приемлемую цену. Также этот материал имеет высокие эстетические показатели. Столы из МДФ представлены производителями в различном дизайне, начиная от простых лаконичных изделий, до массивных, визуально приближенных к изделиям из натуральной древесины. Плюсы:
- выбор цвета;
- простота в уходе;
- высокая износостойкость (срок службы до 10 лет);
- экологичность.
- невысокая стойкость к паровому конденсату;
- неустойчив к воздействию нагревательных приборов;
- низкая устойчивость к механическим повреждениям.
Выполненная из ДСП рабочая зона для школьника также имеет свои достоинства:
- невысокая цена;
- небольшой вес;
- высокая стойкость к отсыреванию и плесени;
- позволяет осуществлять быстрое производство;
- широкая цветовая палитра.
Недостатком такого материала является не экологичность материала.
Стекло используется частично. Обычно из него изготавливают только столешницу. К стеклу с таким назначением предъявляются очень высокие требования. Изделия смотрятся стильно и современно. Использовать желательно в комнате у подростка, так как оно может разбиться или треснуть и нанести ребенку травму.
Меламин, шпон, агломерат и другие материалы используются при производстве комбинированной мебели. Заказывается детская рабочая зона у окна обычно по индивидуальным параметрам. Производители рекомендуют делать выбор в пользу безопасных для ребенка материалов.
Модель комбинированного стола.
Окна должны быть безопасными и удобными
Помещения классов нужно регулярно проветривать. Учитель вынужден выбирать между свежим воздухом для эффективной работы мозга и ростом простудных заболеваний среди учеников. Насквозь открытое окно небезопасно не только для здоровья, но и для жизни учеников. В старых деревянных окнах, обязательным пунктом раскладки были верхние фрамуги или форточки, обеспечивающие безопасность. Сложность состояла в том, чтобы легко и быстро открыть и закрыть их.
Фото: фрамужная створка в окне обеспечит безопасное проветривание
Нынешние технологии производства окон позволяют выбрать оптимальную конфигурацию окна, где предусмотрена верхняя фрамужная створка с удобной ручкой в нижней части окна. Такое окно сможет безопасно и легко открыть даже самые маленькие ученики образовательных заведений. На остальных створках для обеспечения безопасности жизни школьников необходимо предусмотреть ручки с ключом, который будет надежно храниться у преподавателя. Современная конструкция окна с фрамужной створкой позволяет открыть ее на микропроветривание.
Для пространств, где возможна большая активность – как спортзал и рекреации – оптимально установить закаленный триплекс, который может выдерживать максимальные механические нагрузки и обеспечить безопасность учащихся.
Окна должны быть красивыми
Создать радостную атмосферу в помещении, во дворе школы, на ее территории поможет множество дизайнерских решений в области окон. Применение витражей позволит создать творческую атмосферу и стать ярким украшением школьного интерьера. Использование цветных декоративных стекол также позволит украсить внутреннее пространство школы.
Фото: новая школа в Гагаринском районе Москвы
Современные технологии производства пластиковых окон позволяют подобрать любой оттенок оконных рам и створок с помощью ламинации, окрашивания, специальных накладок, что позволяет оптимально вписать окно в стиль школьного интерьера.
Фото: интерьер школы в Царицыно № 548 (колхоз им. Ленина); широкое применение стекла соответствует нормам безопасности и при этом объединяет школьное пространство, создает ощущение демократизма, свободы и творчества
Шторы из ткани, как часть интерьера
Тканевые шторы в класс начальной школы — это создание домашней обстановки, к которой дети привыкли. Классное помещение с занавесями, как дома, помогают маленьким ученикам осваиваться, комфортно себя чувствовать. Оформление окна портьерами создаёт уют, такие шторы подходят не только для начальной школы. Они уместны в зонах отдыха, в актовом зале, фойе.
Портьеры защищают от солнца и украшают интерьер. Заказать пошив тканевых штор для школы в компании Alumdevelop означает создать эксклюзивную обстановку, при этом получить качественные, практичные занавеси. Но нужно понимать что у тканевых солнцезащитных систем есть минусы. Их нужно стирать, они выгорают, быстро теряют внешний вид. Компания минимизирует негативные факторы, используя специальные пропитки, продлевающие срок службы, отталкивающие пыль, удерживающие форму.
Дизайн штор для школы учитывает влияние цвета на стимуляцию интеллектуальной активности, характеристики безопасности. Этим в компании занимаются подготовленные специалисты. Длина, цветовые оттенки, применяемые пропитки соответствуют требованиям ПБ, Санпина, других стандартов эстетики и безопасности. Клиенты могут заказать:
- готовые светлые шторы в классы;
- тёмные в актовый зал;
- нейтральные в кабинеты;
- насыщенных оттенков в фойе.
Главное выбрать правильные окна
Современные оконные технологии позволяют сделать для школы окна, максимально отвечающие одновременно требованиям красоты и условиям безопасности. Оптимальные конструкции будут дороже «экономичных», но кто экономит на детях? Важно сразу выбирать качественные пластиковые окна, а не выжимать из оконных компаний наиболее экономичные варианты, после установки которых и детям, и учителям очень не комфортно находиться в классах и других помещениях школы.
Если в жилых новостройках собственники квартир могут сами поменять некачественные окна, то в школе этим заниматься некому. Вопрос установки качественных окон в учебных заведениях – зона ответственности государства. Именно оно отвечает за безопасность своих несовершеннолетних граждан.
Остается надеяться, что чиновники тщательно подойдут к выбору подрядчиков для окон в новых и подлежащих реконструкции школьных учреждений. А школьники и учителя будут наслаждаться всеми преимуществами новой архитектуры и дизайна, а не мучиться каждые девять школьных месяцев в течение десяти лет обучения из-за оконных сквозняков.
Замена остекления в школе: когда все по правилам
С.В. Дьяконов, генеральный директор ООО «Фрейм»
Летом 2006 года представилась уникальная возможность осуществить замену окон в школе, где основным пожеланием заказчика было сделать все в соответствии с действующими нормами, но при этом обосновать все решения. Сроки ограничивались, так как школа должна была принять 1 сентября учеников в отремонтированных помещениях.
Первая проблема, с которой столкнулись: а какие же нормы должны быть соблюдены при замене остекления в помещениях школы? Стали изучать СНиП, СанПиН и документы Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Анализ существовавшего фасада (см. фото 1, 2) и соблюдение требований «Общественные здания и сооружения», «Отопление, вентиляция и кондиционирование», «Тепловая защита зданий», «Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий», «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях» позволили сделать следующие варианты расстекловки и конструкции оконных блоков (см. рис.).
Данные типоразмеры оконных блоков дали возможность обеспечить значение светопропускания проектируемых оконных блоков не ниже ранее установленных.
Размер створок не менее 900 мм обуславливался соответствующим требованием в части возможности эвакуации при пожаре через окна. Однако существующая схема эвакуации при пожаре, наличие значительного количества деревьев перед фасадом, где находятся основные помещения классов (см. фото), позволили исключить возможность использования оконных створок для эвакуации при пожаре и уменьшить размер створки до 700 мм по ширине и достигнуть оптимальных пропорций.
Ранее на окнах первого этажа школы были установлены решетки. Проект предусматривал два варианта конструктивного решения остекления оконные блоки с установкой специальной защитной пленки с классом защиты А3 на наружном стекле стеклопакета, что обеспечивало бы более низкую светопропускаемость оконного блока, но увеличивало устойчивость к разбитию и взлому, или установку единого варианта конструкции стеклопакета без защитной пленки, но с оставлением решетки на окнах что в сочетании с густой растительностью перед фасадом, где расположены помещения классов, значительно уменьшало коэффициент светопропускания оконных блоков
Воздухообмен в помещении класса рассчитывался при одновременном открытии одной створки на всех трех оконных блоках.
Норма на помещение класса, исходя из максимального количества учеников 30 человек, на одного человека (см. табл. 1 м/с обеспечит воздухообмен не менее
Требуемый воздухообмен обеспечивался планируемой конструкцией оконного блока в помещениях классов, кабинетов, столовой, актового зала.
При остеклении лестничных клеток для обеспечения и удобства открывания одна из створок проектировалась меньшей. Санацию неоткрывающихся створок планировалось производить специальными устройствами со стороны лестничной клетки или фасада. Оконные блоки в подвальных помещениях должны иметь фрамужное открывание. В режиме полного откидывания производится санация подвальных окон. Вследствие значительных геометрических размеров и для обеспечения максимального воздухообмена все створки оконного блока типа проектировались с поворотно-откидной фурнитурой и замком на ручке. Высота установки ручки принята не менее 1700 мм от уровня пола. Требования к стеклопакетам принимались следующие. В случае отсутствия решеток на 1-м этаже здания школы рекомендуемый вариант стеклопакета: класс безопасности снаружи А3, закаленное стекло М1 6 мм с пленкой; изнутри класс безопасности А1, низкоэмиссионное стекло с твердым покрытием К4 с пленкой на внутренней стороне стеклопакета. На всех последующих этажах и в случае оставления на первом этаже решеток на окнах рекомендуемый вариант стеклопакета: снаружи Float-стекло М1 4 мм («сырое»), изнутри низкоэмиссионное стекло с твердым покрытием К4 с пленкой, класс безопасности А1. Применяемый профиль: Thyssen Polymer системы «Фаворит», ширина коробки 71 мм, арт. коробки LR 740, арт. створки ZR 710, арт. импоста TR720. Все оконные блоки производятся в соответствии с требованиями Таким образом, оконные блоки с вышеназванными стеклопакетами обеспечивают приведенное сопротивление теплопередаче в варианте с аргоновым заполнением что значительно превышает требование Санкт-Петербурга для помещений общеобразовательных учреждений. (Расчетные показатели в соответствии Монтаж оконных блоков производился в соответствии с требованиями «Швы монтажные узлов примыканий оконных блоков к стеновым проемам».
|
Основные требования к классу и другим помещениям школы
Гигиенические и технические требования к разным школьным помещениям имеют своей задачей поставить в наилучшие условия учебно-воспитательную работу в учебных помещениях и правильно организовать использование остальных помещений.
Выполнение гигиенических требований является прежде всего необходимым в отношении основных учебных помещений — классов.
В любом здании школы под классы отводятся лучшие, наиболее просторные, светлые и благоустроенные комнаты. Для предупреждения напряжения зрения и слуха классы делаются длиной не более 9 м. Ширина класса устанавливается для старших классов не менее 6,1 м, для младших — не уже 5,9 м (в связи с меньшей длиной парт).
Вход в класс должен находиться против стола учителя. Классы с входом сзади неудобны вследствие запутанного графика движения детей при входе и выходе. При наличии двери в передней стене учитель не видит входящих в класс; вместе с тем эта дверь обусловливает сдвигание стенной классной доски влево, ближе к окнам, Где написанное на доске сильно отсвечивает ученикам.