Т. В. Княжицкая «Окна в прошлое». Древнерусские оконницы – забытое наследие ушедшей культуры. Журнал «Мир музея», июль 2011 года, С.50-54.

Исторические окна из дерева — на протяжении своей многовековой истории деревянные окна, как архитектурный элемент зданий, претерпевали множество изменений дизайнерского и конструктивного характера. Различные материалы и формы исполнения сменяли друг друга, постепенно совершенствовалась фурнитура и теплоизоляционные характеристики.

Современные окна в историческом дизайне, чаще всего представляют из себя частичную или полную визуальную имитацию старинных конструкций, но при этом функционально соответствуют нормам строительства и требованиям комфорта 21го века.

исторические

Окна

получить спецпредложение

Изготовление деревянных окон в историческом стиле

Все исторические деревянные окна от ОкнаБау спроектированы по индивидуальному заказу и созданы в соответствии с вашими требованиями, чтобы точно соответствовать стилистике вашего дома. Наши исторические окна, созданные с использованием современных технологий и будут точно соответствовать историческому виду вашего дома, предлагая все преимущества новых технологий. В соответствии с вашими требованиями мы можем изготовить исторические окна любой формы, неотличимых от исторического оригинала.

Различные элементы исторического дизайна активно применяются для создания старинных интерьеров и характерности фасадов, например, при реализации стилей барокко, рококо, арт-нуво, ампира, готики, эклектики и т.п.

  • исторические фигурные элементы на раме и створках (калевка)
  • деревянные декоративные раскладки на стеклопакете с различной формой планок и узором
  • ручки для окон с историческим дизайном
  • использование кремонов
  • использование капителей
  • использование витражей
  • особенное деревянное окно с древесиной из элитных пород

Окна изготовленные в определенном историческом архитектурном стиле

«ГОТИКА»

«БАРОККО»

«РОКОКО»

«КЛАССИЦИЗМ»

Окна должны включать в свою конструкцию характерные исторические детали

Капители

Накладки с внешней стороны окна, вытачиваются отдельно и затем стыкуются на оконном профиле в виде рельефного украшения.

Шпросы — Раскладка

Межстекольные шпросы удобны в эксплуатации и являются характерным элементом исторических окон.

Кремоны

Кремон – старинный шпингалет на всю высоту окна, выполняется с красивыми узорам модными в прошлом веке.

Исторические ручки

Изысканные оконные ручки от лучших европейских производителей, изысканное ретро и проверенная веками классика.

Но, наверное, наиболее важным аспектом применения исторических окон является реставрация памятников архитектуры и зданий исторического значения, где на первом месте стоит сохранение изначального облика строения, в том числе, достоверных оконных конструкций.

LiveInternetLiveInternet

Историю окон интересно рассматривать сквозь призму различных эпох, культур и религий. Если верить научным данным, то первые в истории окна (приблизительно такие окна, какими мы привыкли их видеть сегодня) появились на средиземноморском острове Крит во втором тысячелетии до нашей эры. Однако, дальнейшего развития эта архитектурная «новинка» не получила и ушла в забвение вместе с упадком крито-микенской цивилизации. Далее окна стали привычным архитектурным элементом лишь несколько веков назад, что по меркам истории можно считать ничтожным сроком. Дело в том, что древние дома были лишены окон. Это связано отнюдь не с ограниченными познаниями в архитектуре или недостаточной развитостью техники. Отсутствие окон можно объяснить исключительно с практической стороны. Дом был главным убежищем человека от жары и холода, от ветра, дождя и снега, и с этими функциями как нельзя лучше справлялись глухие стены, ведь закрыть оконный проем стеклом в те давние времена просто — напросто не представлялось возможным. Ко всему прочему, через оконные проёмы в жилища могли проникать злые духи – так считали долгое время.


Если рассматривать постройки древней Греции, Рима и других Средиземноморских государств древности, то можно увидеть отсутствие оконных проемов в современном понимании этого слова. Однако, эти постройки имели другую особенность – практически везде имелся внутренний дворик, который являлся полноценным источником света для внутренних помещений. Кроме того, в стенах имелись щели, сквозь которые в комнаты также проникал солнечный свет. Однако, если рассматривать жилища древних греков, то такие щели в стенах имелись не во всех помещениях. В основном, они встречались лишь в залах для пиров и других подобных комнатах, а в помещениях, предназначенных для женщин, таких проёмов не было вовсе. В древнем Египте жилища имели и еще один источник освещения – это специальные боковые проёмы под кровлей, закрытые решетками. Эти решетки, как считается, были призваны защитить дома от проникновения птиц, что в те времена считалось предвестником бед и несчастий. Стоит отметить, что люди все же пытались создать некую иллюзию окон – в жилищах имелись декоративные ниши, раскрашенные красками, имитирующими цвет неба и солнца.


Древнерусские, славянские постройки все же имели некое подобие современных окон. В стенах делали небольшие отверстия, сквозь которые мог проникать солнечный свет, хоть и в ничтожно малых количествах. Однако, в силу климатических особенностей, была необходимость в том, чтобы загородить такие проёмы от проникновения ветра и холода. Альтернативной современному стеклу тогда служили слюдяные оконницы (самый «престижный» и дорогой вариант), бычий пузырь, даже тонкие пластины из древесины, налимья кожа, бумага, а также рыбий паюс и холст. Зимой также могли использовать обычный лед! Как ни странно, такое «стекло» надёжно защищало дом от холодов и прекрасно пропускало солнечный свет. Вышеперечисленные имитации стекла можно было встретить в русских селеньях еще около ста лет назад, причем, как в сельских, так и в городских. Популярным методом защиты дома от проникновения холода сквозь оконные проёмы была также специальная задвижная доска, которая не наглухо закрывала окно – так называемые волоковые окна. Для того, чтобы компенсировать ещё меньшее поступление солнечного света, использовалась специальная конструкция и расположение окон в доме. Для примера можно привести косящатые окна, которые представляли собой по сути сразу три окна – большое центральное и два небольших боковых окна, расположенных ниже центрального. Такие окна были снабжены рамным переплетом, косяками и притолокой.

Со времени своего появления до сегодняшнего дня формы и размеры окон претерпели большие изменения. Изучая средневековые постройки, мы можем увидеть и небольшие окна-бойницы, и огромные французские окна, которые занимали практически всю стену в помещении. Общая тенденция, однако, заключалась в постоянном расширении оконных проемов, которые, для защиты от непогоды и посторонних глаз, закрывались деревянными ставнями. Помимо ставень из дерева, также использовались металлические решетки, резные известняковые пластины, пластины из мрамора или глины – в зависимости от культурных, погодных и ремесленных особенностей того или иного региона. Для лучшего освещения внутренних помещений, с XVII века оконные проемы начали конструировать в форме арок, с расширением во внутреннюю сторону помещения. Тогда окна уже имели металлические рамы, которые образовывали на окне сетку из кубов, кругов и других геометрических форм. Слюда, заменяющая современное стекло, в то время могла раскрашиваться в различные оттенки. Стоит отметить, что слюда практически не обеспечивала никакой теплоизоляции, поэтому все окна в обязательном порядке снабжались деревянными ставнями. В некоторых случаях ставни дополнительно обивались сукном или мехом.

Оконные проёмы больших габаритных размеров появились в европейских странах во времена Эпохи Возрождения. Благодаря императору Петру I большие окна появились и в российских домах. Однако, это архитектурное нововведение было воспринято с настороженностью, в особенности, со стороны духовенства, что заставило императора издавать соответствующие указы, обязывающие снабжать новостройки большими светлыми окнами (в частности, указ 1714 года, который обязывал использовать при строительстве домов проекты архитектора Трезини). Первыми постройками, соответствующими новым тенденциям, в Петербурге стали Зимний и Летний дворцы, дворец А.Меньшикова. В те времена в оконные проёмы уже начали закрывать стеклом, оконные проёмы стали большими, с мелкой расстекловкой, само их количество в домах также увеличилось.

Стоит отметить, что стекло для окон начали использовать уже в первом веке нашей эры. Наибольшее распространение оно тогда получило в древнеримских постройках, когда осваивалось строительство многоэтажных зданий. Стекло могло использоваться целиком для небольших окон, либо могло вставляться в специальные оконные рамы из дерева или бронзы. Несмотря на это, до XVIII века стекло не использовалось повсеместно как таковое. Во-первых, его изготовление было чрезвычайно трудоёмким и дорогим. Во-вторых, качество стекла в те времена оставляло желать лучшего: оно было толстым и мутным, имело зеленоватый оттенок и плохо пропускало солнечный свет (стоит отметить, что более традиционная в то время слюда с этой задачей справлялась даже лучше). Широкое распространение стекло получило относительно недавно, когда технология его производства уже перестала быть секретом и претерпела значительные усовершенствования.

Вслед за широкими большими окнами, Петр I привнес в российскую архитектуру и еще одну новинку – это окна-двери, чрезвычайно популярные в то время в странах западной Европы, в частности, во Франции. Однако, в силу российского сурового климата, это новшество не прижилось и не получило широкого распространения.


Классические постройки 18 века в России делились на две половины – достаточно скромную жилую зону и зону, где демонстрировалась роскошь и высокое положение хозяев дома. Центральные парадные залы имели несколько рядов больших окон, расположенных, как правило, по вертикали. Жилые помещения снабжались окнами гораздо меньших габаритных размеров, которые могли иметь совершенно различную форму. Также в классических интерьерах тех времен можно увидеть и еще одну интересную деталь – это гостиные-веранды, где стекла вставлялись непосредственно между колонн, заменяя собой полноценные стены.

Помимо вышеупомянутых окон-дверей, стали использовать еще и кровельные окна, так называемые световые фонари. Однако, опять же в силу российских климатических особенностей, большую часть времени такие окна были закрыты деревянными ставнями и колпаками, что мы можем видеть, к примеру, в Останкинском дворце. Помимо деревянных колпаков, для лучшей изоляции кровельных окон также использовали войлок.


Именно с 18 века в России окно как таковое стало восприниматься не только как источник света, но и как способ обозревать и любоваться окрестностями. Поэтому окна были большими, низко посаженными (чтобы обозревать происходящее за окном даже в сидячем положении), высокими и узкими, а напротив окон сооружались лесенки и помосты – своеобразные смотровые площадки. Несмотря на высокую эстетическую привлекательность подобных конструкций, они не были пригодны для того, чтобы создавать комфортные условия для проживания в помещении. И уже с начала 19 века окна в зданиях стали приобретать более практичную конфигурацию и габаритные размеры.


В 20 веке история окон вступила в свой новый этап. С развитием технологий, в распоряжении архитекторов появилось масса решений для того, чтобы сделать окно и практичным, и эстетичным: всевозможные модификации окон, разнообразные формы и конструкции, применение нестандартных материалов для изготовления рам. К слову, революционным этапом в истории современных окон можно считать изобретение в середине 50-х годов первого оконного профиля из ПВХ, который сегодня уже распространен буквально повсеместно, в более усовершенствованной модификации.

Виды окон.

Берлинское окно. Данное трехстворчатое окно располагается, как правило, в помещении, находящемся на пересечении флигелей здания, во внутреннем углу комнаты.

Бифориум. Окно, свойственное для романской архитектуры. Представляет собой окно из двух проемов, разделенных между собой декоративной колонной.

«Бычий глаз». Окно, расположенное над дверью. Как правило, имеет овальную или круглую форму.

Веерное окно. История данного типа конструкции окон берет свое начало в романской культуре. Верхняя часть данного окна представляет собой своеобразный веер из отдельных соединенных между собой секторов.

Венецианское, или палладианское окно. Окно арочной конструкции, состоящее из трех секторов.


Волоковое окно. Узкое длинное окно (до трех метров длиной). Такие окна располагались в деревянных брусчатых домах и закрывались изнутри специальными дощечками.

Красное, или косящатое окно. Рама данного окна обрамляется косяками, часто – с изящной деревянной резьбой.


Мезонинное окно. Данные окна призваны обеспечить лучшее освещение помещений, и располагаются поверх основного ряда оконных проемов.

Окно второго света. Окно, расположенное во внутренней стене здания для освещения темных комнат, не имеющих оконных проемов, выходящих непосредственно на улицу.


Окутное окно. Окно, расположенное в углу помещения.


Роза. Окно, расположенное над дверным проемом. Конструктивно представляет собой круг, внутри которого имеются изящные переплетения-лучи, исходящие от центра. Характерны для готической архитектуры.


Рыбий пузырь. Окна, также характерные для готической архитектуры. Такие окна имеют сложную криволинейную конструкцию.

Слепое окно. По сути, это имитация оконного проема – специальная ниша в стене помещения.


Слуховое окно. Окно, расположенное в чердачном помещении, на скате кровли.

Флорентийское окно. Конструктивно такое окно представляет собой несколько арок, которые объединены одной аркой большего радиуса. https://oknapiter.ru

Серия сообщений «=история вещей=»:
Часть 1 — История вещей. Веер. Часть 2 — Ширма в интерьере. … Часть 8 — Шедевры – керосиновые лампы. История. Часть 9 — История снеговика Часть 10 — История окна Часть 11 — История столового белья — Скатерти и салфетки Часть 12 — Снежный шар своими руками … Часть 31 — Запонки Часть 32 — Те, что ушли навсегда. История чернильницы. Часть 33 — Уходящие традиции: из истории отрывного настенного календаря

Заказать исторические окна — 4 простых шага

Вы можете заказать изготовление исторических окон в нашем офисе либо заказать по телефону выезд специалиста на Ваш адрес.

Консультация у специальста

Кликнув по кнопке заявки Вы сможете оставить свои контакты и Мы Вам перезвоним

Проведение замера

Своевременное прибытие на объект специалиста для замера и дельные советы от мастера.

Производство окон

После того, как вы заключите с нами договор — ваш заказ сразу отправляется на этап производства

Доставка и монтаж

Вы доверяете это ответственное задание тем, кто знает тонкости установки наших конструкций.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]